Должностными лицами Контрольно-счетной палаты города Иркутска (далее - КСП) на основании распоряжения Председателя КСП и плана деятельности КСП на 2021 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие по оценке качества администрирования доходов города Иркутска от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за текущий период 2021 года.
Объектом экспертно-аналитического мероприятия являлся комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - КУМИ), наделенный соответствующими правовыми актами полномочиями главного администратора (далее - ГлАД) и администратора доходов в отношении доходов города Иркутска от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Доходами города Иркутска от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, являются доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов и доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений).
В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ правовых актов, регламентирующих осуществление полномочий по администрированию доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на соответствие действующему законодательству и согласованность между собой. Проанализирована деятельность КУМИ по осуществлению полномочий главного администратора и администратора доходов в отношении данных доходов, в том числе в части их прогнозирования на 2021 год, начисления, учета, контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет по данным доходам.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия были использованы: бюджетная отчетность КУМИ за 2018, 2019, 2020 годы, материалы, представленные КУМИ при проведении экспертизы проекта бюджета города на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов, договоры купли-продажи земельных участков, информация из программного комплекса автоматизированной информационной системы «Управление имуществом и землей» и иная информация и пояснения, представленные объектом экспертно-аналитического мероприятия.
Исходя из анализа представленных документов, обобщения полученных доказательств и информации в разрезе целей и вопросов экспертно-аналитического мероприятия получены следующие результаты:
1. Правовые акты, регламентирующие осуществление полномочий по администрированию доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в целом соответствуют действующему законодательству. Как ГлАД комитет разработал и утвердил Методику планирования доходов, издал Распоряжение о наделении полномочиями администратора доходов.
2. Прогнозирование поступлений доходов от продажи земельных участков на 2021 год осуществлялось КУМИ на основании Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет города Иркутска.
3. В результате проведенного анализа деятельности КУМИ по осуществлению начислений, учету, контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет по данным доходам выявлен ряд нарушений и недостатков:
- несоответствие договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности городского округа Иркутск, Порядку определения цены земельных участков города Иркутска в части сроков оплаты;
- исполнение КУМИ обязательств по договорам купли-продажи земельных участков ненадлежащим образом с нарушением условий договоров, в том числе сроков оформления актов приема-передачи имущества, регистрации договоров и права собственности на земельные участки;
- нарушения в части ведения бухгалтерского и бюджетного учета, в том числе случаи несоответствия данных аналитического учета бухгалтерскому учету и бюджетной отчетности;
- отсутствие порядка, сроков занесения данных по договорам купли-продажи земельных участков в АИС «Управление имуществом и землей», ответственных должностных лиц;
- множественные расхождения данных, занесенных в АИС «Управление имуществом и землей», с первичными документами;
- низкий уровень надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности.
Выявленные в ходе проведенного анализа нарушения и недостатки указывают на наличие проблем при исполнении КУМИ полномочий главного администратора и администратора доходов бюджета города Иркутска от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия объекту мероприятия даны рекомендации по устранению недостатков и нарушений.