Аудитором Мышьяковой С. С. на основании распоряжения Председателя КСП и плана работы КСП на 2024 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу соблюдения условий концессионного соглашения от 26.02.2007 № 010-64-83/7 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «город Иркутск».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению Концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
С целью определения эффективности применения концессионного соглашения как формы эксплуатации и реконструкции объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии, являющихся муниципальной собственностью города Иркутска, были проанализированы вопросы в отношении:
Исходя из проверенных документов и информации, обобщения полученных доказательств в разрезе вопросов экспертно-аналитического мероприятия получены следующие результаты.
Всего за период действия концессионного соглашения в бюджет города Концессионером перечислено 173 727 тыс. рублей, в том числе 50 311,5 тыс. рублей - концессионная плата; 123 415,5 тыс. рублей - плата за земельные участки.
В ходе проведения анализа установлено, что при заключении концессионного соглашения не был учтен ряд существенных условий, предусмотренных типовыми соглашениями, утвержденными постановлениями Правительства РФ, и требованиями части 9 статьи 3 Закона № 115-ФЗ, что оказало негативное влияние на качество исполнения концессионного соглашения.
В концессионном соглашении отсутствует ряд существенных условий, регламентирующих порядок предоставления Концессионеру земельных участков и ответственность Концессионера, нечетко определены обязательства Концессионера по реализации мероприятий по реконструкции объектов (не везде указана привязка к местности, не указаны технико-экономические показатели, не определены объем и форма инвестиций).
По результатам анализа дополнительных соглашений о внесении изменений в состав и количество объектов концессионного соглашения отмечены многочисленные замечания к оформлению документов в части отражения идентификационных данных по имуществу (адрес объекта, реестровый номер).
Право Концедента по осуществлению контроля за соблюдением Концессионером условий соглашения реализовано не в полном объеме: Концедентом не приняты меры по обеспечению наличия полного комплекта документов, подтверждающих проведение контроля в отношении условий, предусмотренных концессионным соглашением. В ходе анализа представленных документов установлено наличие многочисленных фактов формального отношения к проведению контроля - акты осуществления контроля в соответствии с порядком, установленным концессионным соглашением, не оформлялись, претензии Концессионеру не выставлялись.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия в адрес администрации города Иркутска даны рекомендации по принятию соответствующих мер для устранения нарушений и недостатков, оказывающих негативное влияние на использование в рамках концессионного соглашения муниципального имущества.